Воскресенье, 05.05.2024, 19:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Сайт учителя информатики 

Форма входа

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - это целостный тип обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения учебных проблем.

В рамках проблемного обучения осуществляется переориентация учебного процесса с памяти на мышление.

Особенности проблемного обучения:

- проблемное обучение – это ядро развивающегося обучения, ориентированное на формирование диалектического стиля мышления учащихся на основе творческого подхода к познанию окружающего мира;

- ведущий вид деятельности – самостоятельная проблемно-поисковая деятельность учащихся, которая занимает основную часть времени урока.

- проблемное обучение делает изложение более доказательным и способствует превращению знаний в убеждения;

- проблемное обучение более эмоционально и ведет к повышению интереса к предмету

- проблемное обучение характеризуется динамичностью учебного процесса, т.е. подвижной взаимосвязью всех его структурных элементов.

Пусковой механизм проблемного обучения – проблемная ситуация. Она составляет особый вид взаимодействия учителя и ученика. Проблемная ситуация проявляется у учащихся прежде всего в возникновении определенного психического состояния интеллектуального затруднения, сопровождающегося возбуждением познавательной активности и необходимостью решения поставленной проблемы.

Выделяют два вида проблемных ситуаций:

Ситуация конфликта (противоречие  между усвоенным и изучаемым материалом, между данными науки и жизненным опытом учащихся).

Ситуация затруднения (демонстрация или сообщение учащимся фактов, для объяснения которых они нуждаются в новой, пока неизвестной  им информации).

Можно выделить следующие условия возникновения проблемной ситуации на занятии:

1.     Владение учащимися определенным минимумом исходных знаний, необходимых для начала поиска.

2.     Владение учащимися некоторым опытом активной познавательной деятельности.

3.     Наличие на уроке благоприятной и комфортной эмоциональной атмосферы.

Выделяют следующие способы создания проблемной ситуации:

1. побуждение к теоретическому объяснению фактов, которые внешне не соответствуют известным теоретическим положениям.

2. выдвижение на основе известной теории предположений, которые в реальности неосуществимы;

3. выявление противоположных или сходных свойств.

4. нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель;

5. включение в учебный процесс задач с нестандартным решением;

6. обыгрывание ситуаций, при которых учащиеся сталкиваются с практическим применением знаний;

7. побуждение к нахождению самостоятельного решения при постановке сложных комплексных проблем, особенно межпредметного и мировоззренческого характера.

         Не всякая проблемная ситуация побуждает мышление. Это происходит только в том случае, когда проблемная ситуация будет принята учеником к решению, - тогда она станет импульсом к мышлению. В этом случае можно говорить, что проблемная ситуация переросла в учебную проблему.

Учебная проблема - это форма практической реализации возникшей в процессе усвоения учебного материала проблемной ситуации, определяющую направление умственного поиска, побуждающую к познанию неизвестного и ведущую к усвоению нового понятия или способа действия.

Учебные проблемы обнаруживаются при установлении связей между теориями и фактами, теориями и понятиями, отдельными понятиями и т.д.

Каждая учебная проблема может быть выражена в виде вопроса или задачи, но не каждый вопрос или задача могут быть отнесены к проблемным. Если вопрос требует репродуктивного ответа, он не может считаться проблемным. Задача или вопрос могут считаться проблемными тогда, когда они содержат определенные противоречивые данные, требующие размышлений и поисков, обобщения или аналогий, вызывают познавательный интерес. В качестве конкретной формы предъявления учащимся учебных проблем могут выступать также упражнения, комбинированные задания, задания творческого характера и другие.

Характер и структура учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации, а также последовательность их умственной деятельности в поцессе решения учебной проблемы обусловливает выделение ряда этапов организации проблемного обучения в школе.

Этапы организации проблемного обучения в школе:

1. Подготовка к восприятию проблемы (актуализация знаний, необходимых для того, чтобы учащиеся смогли решить проблему);

2. Создание проблемной ситуации (самый ответственный и сложный этап, характеризующийся тем, что учащиеся не могут выполнить поставленную задачу перед ними с помощью имеющихся у них знаний).

3. Формулирование проблемы

(итог возникшей проблемной ситуации; это познавательная задача, которую ставят учитель или сами учащиеся и которая указывает, куда ученики должны направить свои усилия);

4. Поиск способов решения

(состоит из двух ступеней; выдвижения гипотез и построения плана решения для проверки каждой гипотезы);

5. Решение проблемы (подтверждение или опровержение гипотезы, доказательство, если возможно, на практике правильности избранного решения);

6. Творческое применение усвоенных знаний и способов действий

(использование их в новых ситуациях);

7. Рефлексия собственной деятельности и самооценка достигнутых результатов.

Проблемное занятие - это занятие, на котором учитель преднамеренно и систематически создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (высший уровень) или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в условиях проблемной ситуации (низший уровень проблемности).

Вернуться

ИНФОЗНАЙКА

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz