Меню сайта
|
Технология проблемного обученияПроблемное обучение - это целостный тип обучения, в
основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся,
характеризующийся систематической учебно-познавательной деятельностью по
усвоению новых знаний и способов действий путем решения учебных проблем. В рамках проблемного
обучения осуществляется переориентация учебного процесса с памяти на
мышление. Особенности проблемного
обучения: - проблемное обучение – это ядро
развивающегося обучения, ориентированное на формирование диалектического стиля
мышления учащихся на основе творческого подхода к познанию окружающего мира; - ведущий вид деятельности –
самостоятельная проблемно-поисковая деятельность учащихся, которая занимает
основную часть времени урока. - проблемное обучение делает
изложение более доказательным и способствует превращению знаний в убеждения; - проблемное обучение более
эмоционально и ведет к повышению интереса к предмету - проблемное обучение характеризуется
динамичностью учебного процесса, т.е. подвижной взаимосвязью всех его
структурных элементов. Пусковой механизм
проблемного обучения – проблемная ситуация. Она составляет особый вид
взаимодействия учителя и ученика. Проблемная ситуация проявляется у учащихся
прежде всего в возникновении определенного психического состояния
интеллектуального затруднения, сопровождающегося возбуждением познавательной
активности и необходимостью решения поставленной проблемы. Выделяют два вида проблемных
ситуаций: Ситуация конфликта (противоречие между усвоенным и изучаемым материалом, между
данными науки и жизненным опытом учащихся). Ситуация затруднения (демонстрация или сообщение
учащимся фактов, для объяснения которых они
нуждаются в новой, пока неизвестной им информации). Можно выделить следующие условия возникновения проблемной
ситуации на занятии: 1.
Владение учащимися определенным минимумом исходных
знаний, необходимых для начала поиска. 2.
Владение учащимися некоторым опытом активной
познавательной деятельности. 3. Наличие на уроке благоприятной и комфортной эмоциональной атмосферы. Выделяют следующие способы создания проблемной
ситуации: 1.
побуждение к теоретическому объяснению фактов, которые внешне не соответствуют
известным теоретическим положениям. 2.
выдвижение на основе известной теории предположений, которые в реальности
неосуществимы; 3.
выявление противоположных или сходных свойств. 4.
нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель; 5.
включение в учебный процесс задач с нестандартным решением; 6.
обыгрывание ситуаций, при которых учащиеся сталкиваются с практическим
применением знаний; 7.
побуждение к нахождению самостоятельного решения при постановке сложных
комплексных проблем, особенно межпредметного и мировоззренческого характера. Не всякая проблемная ситуация побуждает мышление. Это происходит только в том случае, когда проблемная ситуация будет принята учеником к решению, - тогда она станет импульсом к мышлению. В этом случае можно говорить, что проблемная ситуация переросла в учебную проблему. Учебная проблема - это
форма практической реализации возникшей в процессе усвоения учебного материала
проблемной ситуации, определяющую направление умственного поиска, побуждающую к
познанию неизвестного и ведущую к усвоению нового понятия или способа действия. Учебные
проблемы обнаруживаются при установлении связей между теориями и фактами,
теориями и понятиями, отдельными понятиями и т.д. Каждая
учебная проблема может быть выражена в виде вопроса или задачи, но не каждый
вопрос или задача могут быть отнесены к проблемным. Если вопрос требует
репродуктивного ответа, он не может считаться проблемным. Задача или вопрос
могут считаться проблемными тогда, когда они содержат определенные
противоречивые данные, требующие размышлений и поисков, обобщения или аналогий,
вызывают познавательный интерес. В качестве конкретной формы предъявления
учащимся учебных проблем могут выступать также упражнения, комбинированные
задания, задания творческого характера и другие. Характер и структура учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации, а также последовательность их умственной деятельности в поцессе решения учебной проблемы обусловливает выделение ряда этапов организации проблемного обучения в школе. Этапы организации проблемного
обучения в школе: 1.
Подготовка к восприятию проблемы (актуализация знаний, необходимых для того,
чтобы учащиеся смогли решить проблему); 2. Создание
проблемной ситуации (самый ответственный и сложный этап, характеризующийся тем,
что учащиеся не могут выполнить поставленную задачу перед ними с помощью
имеющихся у них знаний). 3.
Формулирование проблемы (итог
возникшей проблемной ситуации; это познавательная задача, которую ставят
учитель или сами учащиеся и которая указывает, куда ученики должны направить
свои усилия); 4. Поиск
способов решения (состоит из
двух ступеней; выдвижения гипотез и построения плана решения для проверки
каждой гипотезы); 5. Решение
проблемы (подтверждение или опровержение гипотезы, доказательство, если
возможно, на практике правильности избранного решения); 6. Творческое
применение усвоенных знаний и способов действий (использование
их в новых ситуациях); 7. Рефлексия собственной деятельности и самооценка достигнутых результатов. Проблемное занятие - это
занятие, на котором учитель преднамеренно и систематически создает проблемные
ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной
постановке учебных проблем и их решению (высший уровень) или сам ставит
проблемы и решает их, показывая учащимся логику движения мысли в условиях
проблемной ситуации (низший уровень проблемности). |
ИНФОЗНАЙКА
|