Стресс - это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС
Создатель концепции стресса Г.Селье выделял три основные стадии развития стресса:
Стадия тревоги или напряжения, в период которой мобилизируются адаптационные ресурсы организма.
Стадия резистентности или сопротивления, на которой происходит сбалансированное расходование резервов адаптации.
Стадия истощения, когда энергия исчерпывается и развиваются психические и соматические расстройства.
Конечно мы все реагируем на стрессы по разному: кто-то справляется с ними легко, а кому-то это достаточно сложно. Но если рассмотреть общий принцип адаптационной реакции организма, то окажется, что реакция на любой стресс протекает по одной и той же схеме.
Сначала стадия тревоги при воздействии стрессора организм пытается понять, что на него воздействует, и выработать подходящий реакции, затем резко перестраивает всю свою деятельность (стадия резистентности, эустресс), направляя ее на преодоление внешнего воздействия. В этот период организм работает с повышенной нагрузкой, для обеспечения повышенных приспособительных (адаптационных) потребностей.
Однако способность человека к адаптации (приспособлению) не безгранична. Когда внутренние резервы организма заканчиваются. Сопротивляемость резко снижается и наступает стадия дистресса, во время которой организм не в состоянии уже не только приспосабливаться к воздействиям внешней среды, но не всегда может поддерживать нормальную жизнедеятельность.
ВОЗДЕСТВИЕ СТРЕССА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Считается, что стресс обязательно оказывает негативное, разрешительное действие на человека. На самом деле разные стадии стресса оказывают различное влияние на организм.
Первая стадия стресса (эустресс, активизирующий стресс) является умеренной и, наоборот, способствует мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной.
На второй стадии стресса (дистресс, разрушительный стресс) энергия организма начинает исчерпываться, развивается сильное напряжение, затем ответные реакции организма становятся хаотическими и начинается процесс его разрушения.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОТЕКАНИЕ СТРЕССОВОЙ РЕАКЦИИ
Далеко не всегда стрессы оказывают только отрицательное воздействие на организм. Если организм в состоянии справится со стрессовым воздействием, то такой стресс позволяет найти новые способы реагирования на сложные ситуации, обучится чему-то новому, активно развиваться.
Одинаково неблагоприятно на возможность приспособления, и опыт безнадежности любых усилий, «выученной беспомощности».
Реакция организма на стресс зависит от того, как оценивается событие (эмоционально положительно или отрицательно), будет ли стресс длительным (хроническим) или кратковременным (острым).
Степень отрицательного воздействия стресса на организм зависит от состояния здоровья человека и его умения владеть собой, управлять своим поведением. Сил (энергии) самого человека может не хватить, поэтому очень важно, открыт ли он для помощи со стороны друзей, родных и близких ему людей.
Стрессвость воздействий достаточно индивидуализирована. Субъективная значимость одного и того же стрессора для разных людей различна.
Самыми сильными стрессорами для подростков часто являются конфликты с педагогами, родственниками, друзьями в школе. Поскольку эти отношения важны для подростков, то даже не значительные их изменения могут восприниматься как катастрофа. В такие моменты надо обратиться к друзьям, не надо оставаться одному.
ПОЧЕМУ ОПАСНЫ СТРЕССЫ
Сильный или длительно действующий стресс может привести к развитию хронических психических, соматических, неврологических и других осложнений.
Болезни, вызываемые стрессовыми воздействиями, носят название психосоматических. В развитие таких распространенных серьезных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма, значительную роль играет психоэмоциональный фактор. Помощь в профилактике развития заболеваний может быть оказана медицинским психологом, врачом-психотерапевтом.
Столкнувшись с трудностями в жизни, с чувством беспомощности, ощущением невозможности изменить неприятную ситуацию или справится с проблемой, некоторые люди прибегают к помощи психоактивных веществ, ошибочно пологая, что это позволит снять напряжение, расслабится, уменьшит дискомфорт.
В числе средств, о которых бытует мнение, что они способны снять стресс , фигурируют алкоголь и наркотики. Но влияние психоактивных вещества организм ограниченно временем их воздействия (интоксикации). После окончания воздействия ПАВ быстро становится ясным, что проблема не исчезла, а наоборот, только возросла за то время, когда человек был под «наркозом». Теперь, чтобы не чувствовать дискомфорта, человеку нужно принять алкоголя (наркотика) уже больше чем в первый раз. Так начинается проявление и доминирование химической (алкогольной, наркотической) зависимости как реакции на воздействие стресса.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
Конечно, разные стрессы с различной силой влияют на людей, но и поведение человека в стрессовой ситуации так же влияет на протекание стрессовой реакции. Поиск конструктивного выхода, активность, стремление справиться с затруднениями являются теми факторами, которые помогают преодолеть любые сложности и проблемы. Деятельный человек долго остается здоровым и работоспособным, не опускает руки перед безвыходной ситуацией и чаще других выходит из нее победителем.
Проблема обычно воспринимается как нечто неприятное, враждебное. Но человек может с этим справиться. Для этого он должен увидеть в проблеме задачу, требующую решения, найти это решение и реализовать его. Это позволяет получить ценную информацию, приобрести опыт решения проблем, который пригодится в дальнейшей жизни.
Люди обычно пытаются преодолеть стресс тремя способами:
пытаясь изменить свое восприятие проблемы;
пытаясь изменить ситуацию, вызвавшую проблему;
пытаясь справиться со стресс-реакцией, порожденной проблемой.
При столкновении человека со стрессовой (или проблемной) ситуацией, он всегда испытывает сложности при выборе стратегии своего поведения. Прежде чем принять решение и реализовать его на практике, необходимо правильно оценить происходящие процессы. Эту оценку можно условно разбить на три этапа: первичная, вторичная и переоценка.
Первый этап (первичная оценка): составляется заключение о ситуации, как о нейтральной, приятной (положительной) или неприятной (отрицательной, вредной, страшной и т.п.) В зависимости от оценки у человека возникают соответствующие эмоции (чувства), которые влияют на его дальнейшее поведение.
При вторичной оценке рассматриваются альтернативы преодоления проблемы (решения ситуации). Выбор решения зависит от ресурсов личности и наличия (отсутствия) предшествующего опыта решения стрессовых (проблемных) ситуаций. Человек вспоминает свой предыдущий опыт {что мне может помочь? кто мне может помочь? как я делал это раньше?) и принимает решение.
При наличии времени и возможностей, человек может отдалить принятие решения, продолжить обдумывать событие, повторно рассмотреть его и оценить еще раз (этап переоценки). Проводя переоценку, можно увидеть какие-то дополнительные факты, изменяющие мнение о событии и способные повлиять на выбор другой стратегии поведения.
Мы черпаем свои жизненные силы из результатов своей работы, своих дел, отношений с людьми. Каждый человек находит свои методы противостояния стрессовым воздействиям: кто-то общается с друзьями, занимается хобби, спортом, музыкой, для кого-то больше подходят танцы или прогулки на природе. Все эти способы позволяют привести свое состояние в норму и восстановить жизненные силы.
Любой опыт преодоления трудностей дает возможность почувствовать себя более подготовленным к новым жизненным испытаниям, а твердая вера в свои силы предопределяет успех в решении любых проблем.