Данный возраст является ответственным переходным периодом в жизни любого человека. Не случайно этот период называют кризисным, он связан с трудностями роста и требует особенно внимательного подхода со стороны родителей и педагогов. Отличительную особенность этой ступени онтогенеза можно выразить словами: «Уже не ребенок, но еще и не взрослый».
Личностные изменения проявляются в поведенческих реакциях и суждениях. Это – нигилизм, максимализм, эгоцентризм. А между тем стремление быть не таким как все – это удовлетворение потребности утвердиться, заявить о себе как о личности. Самое главное, такая позиция – верный способ быть услышанным взрослыми.
Данные проявления обусловлены как физиологическими, так и психологическими особенностями в развитии.
В данный переходный период нервная система все еще имеет некоторую слабость, именно поэтому молодой человек сравнительно быстро может переходить из состояния возбуждения к торможению, отсюда перепады (резкие) настроения.
В это время в организме нарастает функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половой, гипофиза. Именно этот факт влияет на гиперсексуальность и повышенный интерес к противоположному полу.
Период полового созревания связан с появлением вторичных и третичных половых признаков. Гиперсексуальность ведет к упрощенному восприятию объекта желания, и поэтому задача родителей – предупредить возможность просвещения молодого со стороны, знакомство с «грязным» сексом – порнографией.
Как известно, гипофиз влияет на рост костей. Движения угловатые, неуклюжие, это может быть причиной комплекса неполноценности, так как у одних процессы взросления проходят быстрее, а у других медленнее. А если родители упрекают молодого человека за то, что он, к примеру, разбил чашку, то, безусловно, реакцией на такие упреки будет грубость или скрытость. Здесь происходит наложение неполноценности, а это – гремучая смесь.
Еще одна проблема связана с физиологией – рост костной ткани превышает рост мышечной массы, поэтому родителям необходимо обеспечить правильное питание молодого человека. В ответственные периоды, связанные со сдачей экзаменов и т.д., важно включать в рацион продукты повышенной биологической ценности: рыбу, мясо, натуральные фруктовые соки, кисломолочные продукты.
Повышенная утомляемость, вследствие неразвитости сердечно-сосудистой и нервной системы, может выражаться в негативных поведенческих реакциях: от агрессивности до полной апатии к происходящему.
Не следует систематически давать ребенку препараты седативного действия для снятия нервно-психического напряжения, поскольку, во-первых, организм привыкает к искусственной стимуляции, и, во-вторых, снижаются естественные механизмы защиты.
Психолог Л.С.
Выготский отмечал существование кризиса 17 лет знаменующего выход человека в
самостоятельную жизнь. Основной критерий развития — центральное новообразование
переходного возраста — социальное сознание, перенесенное во внутренний план. По
Л.С. Выготскому это и есть самосознание.
Социальная ситуация развития — исходный материал
для всех динамических изменений. Л.И. Божович в ее структуре выделяет как
внешние социальные условия — выход в самостоятельную жизнь, так и внутренний процесс развития, определяющий
становление личности, — поиск
своего места в жизни. Центральное новообразование юношеского возраста — рождение
жизненной перспективы, а
основная потребность - потребность
в самоопределении.
Под ведущей деятельностью понимается реализация задач развития на определенном возрастном этапе. Д.Б. Эльконин отмечал, что
ведущей деятельностью в юношеском
возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в
избранной им профессиональной сфере. Причем, если в ранней
юности наблюдается скачок в развитии операционной сферы (овладение навыками, умениями, приобретение профессиональных знаний), то
в более поздние сроки происходит
развитие мотивационной сферы (постижение основных смыслов человеческой деятельности,
освоение целей и норм взаимоотношений).
Представляется интересной периодизация
развития В.И.Слободчикова,
так как она: во-первых, охватывает
жизнь человека на всем ее протяжении; основана на закономерностях психического
развития человека; учитывает удлинение
периода социализации, профессионального
и личностного самоопределения молодежи в современных условиях.
Юность, по мнению В.И. Слободчикова, охватывает период с 13—14 до 18 лет. Кризис юности описывается как своеобразный «кризис рождения», знаменующий переход на иную, качественно новую ступень субьективности — переход от персонализации к индивидуализации, от осознания своего «Я» к осознанию своего места в мире. Моментом этого перехода условно обозначается совершеннолетие — 18 лет.
Кроме того, кризис юности - это еще и переход от юности к молодости; от
утверждения и реализации самобытности своего «я» в среде сверстников — к становлению событийности (со-бытийности!) в
самостоятельной жизни, рождению жизненной перспективы; от стадии освоении
в социуме — к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей,
ответственности за свою жизнь.
В юношеском возрасте происходит
существенное изменение самосознания
— повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки
собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит
формирование полевой взрослой принадлежности.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на
собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными
средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят
определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст
характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков.
Уровень тревожности старшеклассников
гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно
ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со
взрослыми, чувство дружбы —более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с
другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя
любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной
близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда
более значимы, чем объект привязанности. Старшеклассники сенситивны к освоению
своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой,
обогащение эмоциональной сферы.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляют доминирующие мотивы учения, которые нужно учитывать.